Вы здесь

Главная » Голливуд на дому » Съемка. Введение

Съемка диалога

Диалоги — это движущая сила голливудского кино. Диалог объясняет, что герои думают и знают, что они делали, делают и что собираются делать. Все это преподносится зрителю через ряд высказываний, вопросов и ответов. Они, в свою очередь, проясняют, чего герои не думают и не знают, чего они не делали и не собираются делать. Эти элементы как бы мимоходом обрисовывают характерные черты героя. Используя это, ваш актер создает личность. Диалог из вашего сценария интерпретируется по-новому на съемочной площадке, и сила его воздействия зависит от его согласованности и от исполнения.

Диалог очень важен. В то время как действие говорит само за себя, высказанные слова требуют внимания для осмысления. Из-за зтого диалог, как правило, демонстрируется зрителю без спешки, скачков и нелогичных отвлекающих действий.

С развитием зрительской аудитории схемы дна- лога постепенно менялись. Раньше, чтобы лишний раз не отвлекать зрителя, создавалась иллюзия взаимодействия внутри закрытого кадра. Иными словами, сцены, содержащие беседу и действие, и сцепы диалога были составлены из набора зпнзодов со средним планом различных персонажей, иногда снимаемых по очереди, с разных направлений и часто без единого окружения.

Одна из наиболее важных составляющих классического голливудского языка — это правило 180 градусов, существенное в основном при съемке близкого плана и при монтаже. Оно основано на традиционном убеждении режиссеров впдеомопта- жа в том, что сглаживание резких монтажных переходов при съемке с различных точек внутри одной сцены поможет избежать зрительского беспокойства. В правиле 180 градусов через двух актеров, повернутых друг к другу, проводится воображаемая линия, и все монтажные переходы внутри этого диалога производятся только между кадрами, снятыми с одной и той же стороны от линии. Монтажный переход через эту линию рассматривается как совершенно невозможное действие, так как это может привести к тому, что герой, смотрящий влево, вдруг начинает смотреть вправо (или наоборо т), сбивая зрителя с толку.

В «правильных* фильмах (то есть в гпперреалн стичпых или таких, в которых хотят привлечь внимание к монтажу) это правило может быть нарушено. Единственный способ его нарушить без дезориентации зрителя — это включить движение в последовательность монтируемых эпизодов так, чтобы переместить зрителя на другую сторону липни вместе с оператором, после чего опять может начаться монтаж. Это одно из тех правил, которые вы должны знать, прежде чем их нарушать.

Это правило практически бесполезно, когда вы снимаете троих актеров, так как визуально изменяется взаимная динамика ваших актеров. Это связано с их расположением в Кадре. Если все ваши актеры смотрят друг па друга, каждый актер будет попарно соседствовать с каждым из двух других актеров. Это замыкает их расположение в непрерывный круг, и любое нарушение правила 180 градусов будет без труда восприниматься зрителем.

Единственное, чего следует избегать, — это прямой монтаж кадров с актером, снятых с разных сторон. Однако, если использовать этот прием как чередующийся вид из глаз двух остальных актеров, он может ста ть настоящей находкой в этой сцене.

При съемке крупного плана, чтобы сцепа пыла правдоподобной п не сбивала с толку, необходимо соблюдать также и Другие правила. Очень важна линия глаз, так как она указывает го направление, куда смотрит герой. Это не только принципиально для того, чтобы видеоэффекты, созданные на стадии монтажа, выглядели реалистично, но также очень важно при съемке среднего и крупного планов персонажей.

Все большее предпочтение в современных фильмах отдается использованию открытых кадров при съемке диалогов. При таком обрамлении диалога возможно включение в кадр или исключение из кадра людей, декорации или заднего плана. Все это как бы подразумевает наличие обширного мггра н вне диалога. Хотя это наиболее естественный способ съемки (он выводит героев за рамки близкого плана), он может смутить или запутать зрителя.

Классическое голливудское кино натуралистично и правдоподобно, но обычно несколько надуманно. Создание мира, который существует вокруг вашего героя, — это не только вопрос окружения или реквизита. На самом деле существует практическая сторона съемки, а именно освещенность п иски ючеппе из кадра ламп и кабелей, контроль уровня шума п проблема постоянства окружения, особенно если вы снимаете на открытом воздухе и ваше окружение пе подчиняется вам напрямую (например. съемка происходит на улице). Простит ли нас Голливуд, если происходящее на заднем плане будет затмевать сам диалог (если вы снимаете не комический номер без слов).

Открытый Кадр позволяет найти различные способы создания естественных переходов. Но это м ы обсудим позднее.

Другая возможная причина, отвлекающая внимание зрителей, имеет физическую природу это микрофон, Мы все это видели (в основном это относится к плохо поставленным картинам), и это вопрос практики. Всегда существует проблема: как получить хороший звук п при этом не засветить микрофон в кадре. Мы уже обсуждали проблему размещения петличных микрофонов и микрофон- пых журавлей, по как сделать так, чтобы эти приемы работали при нестационарной съемке?

Работа с идущими, разговаривающими актерами представляет собой сложную задачу использования камеры в движении. Ваши петличные микрофоны могут иметь тенденцию попадать в кадр (используйте цветную ленту для их маскировки и крепления), а кроме того, они могут улавливать шум ветра (используйте маленький глушитель или кусочек ваты, приклеенный лентой).

Если у вас есть микрофонный журавль и вы собираетесь его использовать, то это будет забавно. Вы будете шагать с ним спиной вперед, стараясь не попасть в камеру оператора и не запутаться в кабелях, удерживая его вне кадра, причем он будет казаться с каждой минутой все тяжелее и тяжелее. Это упражнение сл у жгп хорошим гестом для большинства звукооператоров. Быть режиссером — не меньшая забава, п хотя вы чувствуете себя неплохо, оставшись далеко позади с монитором и наушниками, все это выходит дороговато По времени и по деньгам.

Закрытый план? Открытый план? Статика? Движение? В конечном итоге, важна сама история, а диалоги - это движущая сила повествования. Ваша главная задача - сделать все от вас зависящее, чтобы создать диалог, уложившись в отведенное для него время.