Вы здесь

Главная » Голливуд на дому » Начало съемок

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ, НАПИСАННОГО ПО ТРАДИЦИОННОМУ ШАБЛОНУ

Вне зависимости от того, какой способ записи вы используете, ключевыми являются первые пять страниц. Разделенная на две колонки страница формата А4 описывает приблизительно минуту жранного времени, а первые пять минут принципиально важны для тога, чтобы увлечь зрителя. Для этого в самом начале вы должны поднять настолько интригующие вопросы, чтобы их было невозможно игнорировать. Начиная с классических вопросов «Кто ;>то сделал?», «Кто это?», «Почему они это не делают?», «Что дальше?», «Где они?» и заканчивая вопросом «Как они это сделали?*», их ключевая задача сделать введение интересным, заинтриговать зрителя, чтобы удержать его на месте. Сейчас все чаще это происходит еще до показа начальных титров, при этом первые пять минут зрителя ничто пе отвлекает от переживаний.

Пишем сценарий

Написание сценария на основе ваших систематизированных заметок происходит по определенному шаблону, при этом используется способ записи, который существенно облегчает жизнь актерам, режиссеру и оператору. Этот формат можно изучить самому, а можно воспользоваться уже готовым программным обеспечением. Выглядит он примерно так (табл. 2.1).

БОРИС прорывается сквозь обе двери пожарного выхода и быстро идет вперед. Даша бежит за ним, стараясь его догнать. Она пытается найти свои солнечные очки, чтобы ее не слепило яркое дневное солнце, и теряет темп,

ДАША Зй, Борис, ты куда?

БОРИС (возвращаясь) Куда угодно, лишь бы подальше отсюда.

ДАША Но от чего же мы убегаем?

БОРИС (оборачиваясь) Это ты убегаешь, Даша.

ДАША догоняет.

ДАША Постой. Ты только что выбежал из аудитории.

БОРИС А ты последовала за мной. Это твой выбор.

ДАША Борис, не уходи от ответа.

БОРИС Я не могу там находиться. Зто... клаустрофобия.

ДАША Борис, ты не можешь просто так уйти из аудитории.

БОРИС А как ты думаешь, что мы делаем? Не горячись, Даш. В любом случае, остальные тоже скоро выйдут.

ДАША смотрит поверх плеча. В их сторону направляются Варя, Толя и Степан. Варя усмехается и накладывает свои французские тени. Толя и Степан выглядят рассерженными.

ДАША Варя, Привет! Толя! Степа! БОРИС снова щурится. ДАША Ты знал.

ВОРИС (пожимая плечами) Люди делают то, что хотят. О, и я знаю, куда мы сейчас пойдем.

ДАША Куда?

БОРИС Прямо сюда.

Гуляя, они дошли до детской площадки. Борис карабкается по лестнице и съезжает вниз по горке.

СТЕПАН (издалека) Хороший мальчик. Ты ушел, чтобы поиграть в песочек?

СТЕПАН приближается, держа за руку ВАРЮ. Они оба вопят, как дети. ЮЛЯ мрачно бредет позади. СТЕПАН толкает ВАРЮ на карусель и начинает кружиться вместе с ней, смеясь.

БОРИС (ДАШЕ) Ну йидишь, насколько мы с тобой умнее?

ДАША усмехается.

ДАША Посмотри на Толю.

Они ОБА щурятся на солнце. ТОЛЯ залез на качели и, отталкиваясь ногами от земли, взлетает все выше и выше.

БОРИС Эй, Толя, тебе нравится?

ТОЛЯ не отвечает. Он раскачивается все выше и выше...

Вы не обязаны представлять во введении Своего главного героя. Он вообще может не фигурировать в сценарии до тех пор. пока этого не потребует сюжет. Проверенный, психологически обоснованный способ завлечь зрителя заключается в том. что конец может и не бьпъ счастливым, может не быть ярким, по он должен приносить удовлетворение. Если все важные персонажи находятся на своем месте, в физнческрМ и ментальном смыслах, живут и набирают опыт вместе со Зрителем и говорят разумные и нужные слова, то у вас не возникнет проблем с окончанием. И еще, в хорошем сценарии традиционные понятия «хороню» и «плохо* необязательно имеют большое значение.

При описании персонажей не загоняйте себя в угол, продумывая излишне специфические детали. Опишите их по возможности общо, чтобы оставить себе максимум свободы при выборе актеров. Так, если хит для тинейджеров «Атака пауков» требует лишь наличия определенного возраста, секса и темперамента, то в другой истории может понадобиться определенный физический элемент «мастерски сделанная свастика на его груди» - «Американская история X».

Не пытайтесь в своем сценарии нее разжевывать, особенно при составлении диалогов. Рассматривайте свой сценарий как книжку комиксов, в которой вы пытаетесь рассказать историю при помощи картинок, а не слов. Если вы одновременно являетесь и режиссером, и сценаристом, вы, по всей видимости, представляете, что можно рассказать в диалогах, а что изложить визуально, Если пет. вам придется постараться передать максимум информации в коротких информативных разговорах.

Хорошие сценаристы зачастую позволяют зрителям быть причастными к некоторой тайне по ходу действия. Здесь, однако, существует тонкая грань: вам надо создать волнующую атмосферу, НО не разочаровать зрителей тупостью или забывчивостью героя. Сообщая зрителю некую информацию, вы можете сделать это явно или намеками. Намекнуть можно, используя свет, звук и определенный ракурс для создания настроения, указать явно — включив эпизод, в котором что-то скрывается за углом. Для сценариста необычайно важно использовать это желание зрителей прогнозировать. Вспомните, каким тупым вы себя ощущали, смотря повторно фильм «Шестое чувство». Диалоги н нем это больше, чем просто ключи к разгадке — они выдают с головой.

Другой способ облегчить себе написание сценария — это структурировать ваши эпизоды в соответствии с тем, как вы представляете их монтаж. Продолжительные сцены в настоящее время почти не используются, поскольку их не приемлют нетерпеливые зрители. Придерживайтесь определенного ритма, не забывая ею структурировать в наиболее динамичных сценах. Разбив картину на короткие сцены п показывая в конце каждой взгляды киллера п жертвы, вы сделаете ваш фильм похожим па сокращенный вариант мыльной оперы. Чтобы создать в Сценарии ритм, вам надо придерживаться определенного темпа, добавляя сцены, во время которых зритель может передохнуть, и четкие границы между действиями.

После написания сценария займитесь представлением вашей системы обозначений — визуальной стороной ваших тем. Если вашей темой является воскрешение, подумайте об использовании эффекта блика в объективе для создания ореола или об экране для регулировки освещения при съемке, который будет бросать тень на лоб вашего героя. Подумайте также о том, как каждая сцена будет компоноваться с предыдущей и следующей. Что их объединяет? Существует ли способ сделать переход между ними проще для зрительного и умственного восприятия? Не было ли сказано что-либо, па что дальше будет дан ответ? Л может быть, было что-то такое, что в следующей сцепе окажется забавным?

Давайте теперь поставим все с йог па голову. Если вы создаете хоть сколько-нибудь разумным мир, вы можете выбрать иной ракурс и Переделать его. Это соответствует традициям Голливуда излагать историю в ее собственном времени и пространстве. Может быть, имеет смысл перенести вашу историю в другое место? Если ваша история развивается хронологически, может, стоит рассказывать ее в обратном порядке?

Так же подумайте об аудиотемах, которые, как уже обсуждалось, пе обязательно должны представлять музыкальное сопровождение, но должны вызывать определенные ощущения. Отмечайте в своем сценарии звуки и музыку, если вам кажется, что они создадут нужный настрой или добавят иронию в сцену,