Вы здесь

Главная » Голливуд на дому » Съемка. Введение

Освещение

Для цифровой видеокамеры освещение — это все.

Аналоговый мир может освещаться как естественно, так п искусственно для создания формы и глубины. Вот те моменты, которые обязательно должны быть учтены. Затвор вашей цифровой видеокамеры — это совсем не то же самое, что затвор традиционного пленочного аппарата, использующего открывающиеся на определен и ое время и закрывающиеся шторки, сквозь которые некоторое количество света попадает на светочувствительную пленку. Так как вместо пленки у вас есть све- тоактнвная матрица ССО (или даже три ССО), то выдержка в данном случае — это время, которое требуется на преобразование каждог о кадра в изображение внутри ССО-матрицы,

Это связано с вашими реальными настройками экспозиции Шюр абсолютно так же, как и в случае пленочных аппаратов. Настройки экспозиции определяют количество света, которое формирует каждое из С СО-изображений. Таким образом, чем больше будет у вас освещенность, тем больше может быть «скорость затвора», необходимая для формирования изображения. И наоборот,большая выдержка требует меньше света.

Эта логическая схема предопределена в любых ваших автоматических настройках. Например, значок «бегущий человек» означает, что выдержка выставлена на снятие изображения каждую 1/10000 долю секунды. Это величина реального времени отличается для стандартов РЛ1_ и МТ8К, так как при записи в первом стандарте оцифровка происходит с частотой 25 кадров/с (50 полукадров/с), а во втором 30 кадров/с (Й0 полукад ров/с). Оцифровка каждого кадра происходит очень быстро, поэтому для формирования изображения свет должен быть достаточно ярким. Таким образом, настройка экспозиции обеспечивает возможность проникновения большего количества света.

С низкрй выдержкой (1/30) из-за большой длительности оцифровки изображения сама картинка может оказаться достаточно нечеткой (рис. 3.14). В этом случае повышается вероятность движения в кадре во время одного цикла оцифровки, что размывает изображение в каждом кадре. Наоборот, быстрая оцифровка для настроек «бегущий человек» означает, что действие можно разложить на серию коротких «моментальных снимков», Большая скорость затвора придает быстрому движению вид анимации.

Итак, несмотря на то что автоматические настройки позволят вам снять все, что вы хотите, полностью контролировать ваше изображение вы сможете, только если поймете всю логику и поэкспериментируете. Если вы сами продумываете освещение и настройки камеры для нашей съемки, то у вас большие шансы получить именно то, что вы хотите. Вспомните ли вы сериалы или эпизоды, снятые с малой выдержкой в фильме «28 дней спустя», При плохой освещенности такое можно сделать, если осветить место действия даже сверх того, что вы считаете разумным для данной сцепы. Другими словами, дайте себе волю!

Эффект агитированного изображения является именно тем, что отличает видеофильм от классического кинофильма. В фильме «Парк Юрского период;»» эффекты трехмерной анимации добавляют некоторую размытость к перемещению в рамках каждого кадра, чтобы импортированное цифровое изображение гармонично вписалось в декорации фильма.

Низкая скорость затвора при высокой экспозиции для хорошо освещенной съемочной площадки делает кадр размытым. Если вы ищете правильную выдержку для этой сцены, уменьшите экспозицию, чтобы избежать переосвещенности кадра

Фокусировка на ноже подчеркивает его важность в кадре

Если вы хотите, чтоб 1>1 ваш фильм выглядел более кинематографично, этому может помочь более низкая выдержка. И это только одна из составляющих эффекта, который будет освещен позже.

Маневрирование между количеством света и длительностью выдержки также влияет на глубину фокуса. Высокая экспозиция, пропускающая большое количество света, визуально приближает все, что находится в кадре, к объекту, который находится в фокусе. Это полезно, если нужно сделать изображение более плоским. Глубина резкости — необычайно важная характеристика при съемке на пленку — увеличивается при затемнении линзы диафрагмой. Это значит, что надо понижать экспозицию Г-к1ор, особенно если вы снимаете что-то хорошо освещенное. При среднем или узком угле съемки и низкой экспозиции 1'-зТор вы можете сделать глубину резкости достаточной для того, чтобы фокусироваться между двумя объектами. При этом, разумеется, яркое изображение будет требовать установки большой скорости затвора, что минимизирует столь привлекательную размытость, характерную для классического кинематографа.

Ручные настройки фокуса позволят вам связать кадры между гобой. Есля ваша съемочная площадка хорошо освещена, то вы сможете лучше настроить фокус и получить именно тс кадры, которые хотите. И это не дело случая для того, чтобы создать ощущение драмы, неизвестности, ужаса, очень важно правильно использовать фокус. На представленной сцене (рис, 3.15) фокусировка па ноже демонстрирует его важность в данном кадре и говорит нам, что он пошел в дело, при этом без явной демонстрации того, что именно произошло.

Конец сцены (рис. 3.16) демонстрирует бедственное положение героини, перемещая акцент па пес.

Фокусировка на актрисе переключает внимание на ее участие в конфликте (нож, в итоге; — это только препятствие) и позволяет далее продолжить развитие се линии в сюжете.

Эта сцена (рис, 3.17) очень плохо освещена. Что еще хуже, средний план и глубина резкости не позволяют держать убийцу пе в фокусе, как это было первоначально задумано. В этой ситуации подобного эффекта можно достичь, используя «мерцающее изображение в телевизоре» (см. раздел «Как изобразить отсутствующий реквизит» главы 7), позволяющее убийце появляться и исчезать позади своей жертвы.

Так же как и при автоматическом выборе настроек камеры, вы должны искать компромисс между светом и скоростью. Однако помните, что как режиссер вы можете сам и определить количество света и скорость действия в кадре. При таком подходе, зная возможности вашей камеры, вы но меньшей мере сможете реже идти на компромисс и будете чаще получать именно то, что хотите.

По существу, есть два различных типа электрических ламп. Лампа с нитью накаливания (лампа накаливания) генерирует свет, пропуская ток через проволоку. Этот принцип используется в обычных бытовых лампочках. Лампа с дуговым источником генерирует свет в пространстве между двумя электродами. На фотографии потолочной флуоресцентной лампы хорошо виден световой разряд между электродами. Однако этот свет порожден не самой дугой, а электронами, проходящими через трубку, покрытую люминофором и продуцирующую световые фотоны. В рамках этих двух типов ламп для получения различных длин воли во всей спектральной области либо варьируют покрытие нит и накала, либо: выбирают соответствующий люминофор. Эти изменения оказывают влияние на цвет источника света — так называемую цветовую температуру, измеряемую в градусах Кельвина. При понижении температуры цвет смещается в красную область вплоть до ин

Фрайраеного изйучения; при повышении — н синюю вплоть до ультрафиолета.

Свет генерируется благодаря нагреву, и вольфрам используется в лампах накаливания потому, что он имеет самую высокую температуру плавления среди всех известных материалов (3680 К). Температура Солнца примерно 6000 К, что делает невозможным воспроизведение солнечного света лампой накаливания. Бытовая лампочка в № Вт, температура ко торой оценивается в 2500 К, будет освещать окружающую среду н объекты, в ней находящиеся, красноватым светом, но ее излучение никогда не приблизится к дневному излучению. Нить бытовой галогеновой лампы может нагреваться до 3600 К, что приближает ее к холодной голубизне естественного солнечного света.

Цветовая температура определяется источником, действительный же цвет света виден при отражении от объектов в кадре. Каждый предмет или человек отражает различные длины волн в различной степени зависимости от поверхности. Поэтому вам необходимо контролировать баланс белого в вашей цифровой видеокамере; для достоверной съемки па съемочной площадке сфокусируйтесь па белой освещенной поверхности и нажмите кнопку «баланс белого».

Пока съемка чистая, то есть без каких-либо эффектов или «творческих» отпечатков, рекомендуем проверить, позволяет ли ваше монтажное программное обеспечение выполнить коррекцию цвета. Если это не так, если у вас на съемочной площадке пет требуемых осветительных приборов или если вы хотите особенного эффекта (красноватого или голубоватого), то отнесите куда-нибудь камеру, для того чтобы получить баланс белого при различных освещениях, и принесите ее обратно на съемочную площадку в режиме ожидания.

Освещение

Что бы вы ни снимали, осветите это. Свет есть везде, и так или иначе, его можно использовать. Для начала вам необходимо понять, что одинаковое освещение — особенно это касается искусственного света — не всегда приводит к одному и тому же результату.

Теперь обсудим техническую сторону вопроса - как должен идти Свет? Освещение с трех точек - это классика, которая закладывает основу для равномерного освещения вашей съемочной площадки и объектов съемки. Только после того, как вы корректно обеспечите такую схему (рис. 3.18), вы можете нача ть экспериментировать со светом. Основной свет выполняет именно те функции, которые отражены в его названии. Он ос- вещаетв^шего героя. Заполняющий свет устраняет любые резкие тени, которые создает основной свет, и идет, как правило, под углом 90" к основному. Лампа задней подсветки располагается позади объекта для создания его четких границ и для выделения его из общего фона.

Если у вас есть возможность попросить, одолжить или арендовать профессиональное освещение, то рекомендуется это сделать, [[а рис. 3.19 показан открытый светильник, без фокусирующей системы. Такие светильники достаточно компактны, они, как правило, имеют мощность 800 1000 Вт и используются в качестве эффективного средства для коррекции цвета.

Если у вас открытая лампа (простая лампа без экрана или фокусирующего приспособления), то вам могут помочь шторки (рис. 3.20). При отсутствии линз для фокусировки света они нужны для того, чтобы оградить от света все, что должно быть в тени.

Еще немного об освещении

Три точки освещения — это классика, но это не значит, что во всем следует придерживаться традиций. Различные типы освещения, цвет света, интенсивность света и расположение света могут изменить вид вашей сцены — как в хорошую, так и в плохую сторону. Добавление всего одной лампы на хорошо освещенную съемочную площадку может превратить ее в подобие арены. Кроме того, вам может понадобиться купить, одолжить или взять в аренду оборудование, но если вы снимаете на площадке, то результаты это окупят с лихвой.

Когда осветительный прибор имеет вид фонаря, это значит, что все механические крепежи и оптика содержатся внутри, Это относится, например, к прибору Уаг1-1л1е 2416 (рис. 3.21), в котором можно менять интенсивность и предусмотрен эффект стробоскопа.

Пара галогеновых ламп может эффективно залить светом вашу съемочную площадку п сделать вашу сцену более теплой (рис. 3.22). Самое дешевый способ — это Купить их в магазине «Сделан сам» н доукомплектовать головкой держателя.

Подсветка

Подсветка — это маленькие сфокусированные лампочки накаливания. Они обычно называются лампами Френеля из-за собирающих линз с концентрическими выпуклостями, которые снижают нагрев и вес. Лампы Френеля - это то, что вы видите у себя над головой во время рок-концерта, где они проделывают фантастическую работу по сбору света в одно пятно.

Подсветка для глаз

Она может быть создана при помощи направленной или экранированной подсветки, цель которой - заставить блестеть глаза ваших актеров. Она добавит им энергии, эмоциональности, сексуальности или вызовет слезы. VI наоборот, с пх помощью можно намекнуть, что перед вамп робот («Мир Дикого Запада*) пли ненормальный («Второе пришествие»).

Задняя подсветка

Задняя подсветка подчеркивает заданную область фона: она повышает эстетичность или значимость вашей сцены.

Кроме этого существуют определенные аксессуары, служащие для повышения эффективности работы со светом.

Цветные светофильтры

Такой источник света вполне по силам изготовить самому

Размещая эти цветные пластиковые пластинки перед лампами, вы можете создать определенное настроение или имитировать компьютерный или телевизионный экран (голубой). Экс тремальные цвета (красный, зеленый) создадут ощущение безумства, беззаботности, религиозное настроение и более мрачная атмосфера могут потребовать окра ешь вашу сцену в солнечный (желтый), штормовой или сумеречный (тсмио-спннп) цвета соответственно. Единственное, чего следует остерегаться. Когда вы что-то ставите перед лампой, это чтобы оно не загорелось. «Ой, а чем это так пахнет?» — яти слова звучат на плохо оборудованных съемочных площадках едва ли не чаще, чем команда «Стоп!».