Вы здесь

Главная » Голливуд на дому » Съемка. Введение

Монтаж и охват

Ваша задача — снять все необходимые для каждой сцены эпизоды, и это главное, для чего вы делаете раскадровку. Зрители ждут, что вы дадите им всю необходимую для восприятия сцены информацию, выстроенную в логическом порядке. Как именно вы снимаете ваши кадры (ракурс, освещение, фокус) и как их монтируете вместе (скрытый смысл, динамика), — это вопрос жанра и вашего собственного творческого стиля.

Одно из самых неприятных открытий, которое вы можете сделать во время монтажа, — это то, что у вас недостаточно кадров для описания вашего диалога или для объяснения смысла сцены.

Для того чтобы действительно получить все нужные кадры, используйте раскадровку (рис. 3,27) или рабочий сценарий. Если у вас было время проверить место натурной съемки или съемочную площадку заранее, то у вас будет представление о точках еьомКи, С которых вы Сможете сиять всю сцену. На жаргоне кино точка съемки это то расположение камеры, при котором она снимает один дубль части сцены или всей сцены целиком. Вам решать, как много различных точек съемки потребуется для того, чтобы обеспечить достаточное для монтажа количество кадров и ракурсов вашей сцепы. Чем больше актеров и действия или чем длиннее ваша сцена, тем большее количество точек съемки вам необходимо.

Однако вам не обязательно снимать всю сцену с одной точки съемки. 1 Стример, в среднем современном 1 00-мннут- ном блокбастере можно насчитать около 1600 точек съемки. Большинству других фильмов достаточно половины от этого, чтобы суспехом поведать свою историю. То есть в среднем одна точка съемки занимает всего 7,5 с и вдобавок ее еще разбивают на части внутри сцены, Очевидно, что не так уж и много сцеп имеют дл I п ел ьность 7,5 с, что говор гг об удельном весе каждой конкретной точки съемки в голливудских фильмах.

Первое, что вы должны сделать на съемочной площадке, это отснять общий план. Общий план представляет собой ваш наиболее важный материал. Снять общий план - это значит проиграть вашу сцену так, чтобы в кадр попали все актеры и основная часть съемочной площадки и декораций.

Самый быстрый способ снять вашу сцепу — это спять ваш общин план, для надежности продублировать его, затем спять все врезки, которые акцентируют внимание на нужных вам моментах (рис. 3.28). Точками вашего внимания будут крупные планы диалогов, декорации, точки зрения.

Раскадровка, нарисованная либо выполненная на компьютере, — это ваш проводник, который поможет получить то, что вам надо.

Предварительная визуальная оценка построения вашей сцены не просто разумна, а необычайно важна

При показе героев крупным планом вам необходимо нечто фолыие. чем просто кадры беседующих актеров. Вам нс-
обходимо показать реакцию участников диалога. Точно так лее, как п при съемке «активного* собеседника, кадры реакции могут сниматься близким планом или через плечо говорящего. При съемке двух участников диалога важно корректно разместит!, пх в кадре.

Если в крупном плане или при Съемке через плечо говорящий расположен слева, реакция должна исходить от объекта справа. Это.Стандартный язык Голливуда, и мы все его понимаем.

Как бы вы ни снимали вашу сцепу, при монтаже вы обнаружите массу моментов, которые вам не поправятся. Это могут быть липни глаз собеседников. неудачные высказывания, дрожание камеры, лишние прохожие и т. д. Пол ому вы должны быть уверены, что сняли достаточное количество кадров вне основного кадра. Кадры вне основного кадра, или, как пх еще называют, врезки, зто апизоды, которые бессмысленны сами по себе, но имеют достаточно смысла в контексте сцены, п на которые зрители иначе не обратили бы внимания. Обычно такой эпизод служит для того, чтобы замаскировать какие-либо недостатки видеоряда, а также обеспечивает непрерывность звукового ряда. Если при монтаже вы, наоборот, хотите изменить звук, они позволят сделать так, чтобы это произошло без резких монтажных переходов.

Примеры врезок могут включать вид из окна, руку, поднимающую чашку кофе, глаза вашего героя крупным планом или шаркающие ноги. Снимайте дальним планом, и тогда вы сможете смело делать монтажные переходы, не опасаясь, что вас выдадут очевидные движения губ собеседников. Вы должны найти такой прием, чтобы впоследствии у вас не было постоянной головной боли. Видео это дешев! (в отличие от классического кинематографа), н не существует оправдания тому, кто не удосужился отснять достаточное количество материала.

В Голливуде часто снимают генеральные репетиции или используют лишние дубли для получения более качественных кадров реакции пли полезных врезок. Снимайте готовящихся к съемке или успокаивающихся актеров. Легкая неясность или случайный ракурс могут скрыть все недостатки и помочь в задании темпа н расстановке акцентов на стадии монтажа.

Это приводит нас к тому, с чем следует проявлять осторожность: съемочный коэффициент. Ваш съемочный коэффициент — это отношение того, что вы сняли, к тому, что вы вырезали. В индустрии классического голливудского кино лучшие режиссеры знают, чего они хотят, снимают это и используют, получая наименьший съемочный коэффициент. Для вас это не имеет такого значения благодаря дешевизне видеопленки, и это приводит к различию в монтаже. Съемка вовсе не означает, что вы просто включаете камеру вначале дня и в конце оказываетесь завалены отснятым материалом, ко торый разгребаете уже на стадии монтажа. К тому же ваши аккумуляторы не бездонны, и вряд ли для них будут полезны большие перерывы а работе, если вы вдруг обнаружите, что у вас закончилась пленка, а ближайший магазин находится в че тырех часах езды.

При съемке знайте чувство меры, по прежде всего убедитесь в том, что вы пли ваш оператор непрерывно ведете учет снятых эпизодов. Очень трудно быть настолько дисциплинированным в суматохе на съемочной площадке, но через месяц, когда вы Перейдёте к монтажу и уже забуде те, что именно вы снимали, вы оцени те, насколько зто сбережет ваше время и деньги,

Существуют различные высокотехнологичные методы, с помощью которых вы точно будете знать, что именно находится на каждой пленке, но наилучший дедовский способ — это попросить вашего оператора выкрикивать время или временной код (если ваша камера предоставляет з акую информацию) для каждого эпизода или сцены и немедленно их записывать. Под конец дни у вас будет список цифр и их бесценное описание.

Снимается общий план, диалог, затем кадр реакции. Это работает в Голливуде, а значит, подойдет и для вас