Вы здесь

Главная » Голливуд на дому » Съемка. Введение

Кадрирование

Умение поддержать порядок внутри хаоса съемки — это мастерство, а беспорядок проявляется в том, что вы начинаете пропускать все больше эпизодов ближе к концу дня. Наилучший способ держать ситуцию под контролем — это постоянно сверяться с графиком съемки на предмет времени и бюджета и с раскадровкой, чтобы сохранить все постановочные достоинства и снять все, что надо для конечного монтажа.

Подгонку ваших кадров лучше всего производить на стадии раскадровки. Тщательная подготовка перед воплощением вашего замысла (подбор место положения, реквизита, актеров, тем и т.д.) означает, что вы точно знаете, как хотите смонтировать кадры и как их следует скомпоновать.

Хорошо продуманная композиция называется мизансценой, н хотя кажется, будто разработка мизансцен займет слишком много времени, это не так. Если вы проведи всю необходимую работу на стадии раскадровка, то вы точно будете знать, что именно вы хотите в процессе съемки. В любом случае время, потраченное на мизансцены, не будет потрачено зря. Если вы считаете, что «Бойцовский клуб», «"Матрица» и «Халк» - это, несомненно, круто, то это действительно так не только из-за их гигантских бюджетов (хотя и с их помощью), но главным образом благодаря продуманным мизансценам.

Дальний план с героями вашего фильма не должен сменяться пустым кадром

В понятие мизансцены входит не только то, что попадает в кадр — место действия, декорации, реквизит, костюмы, освещение, но и особенности съемки — кадрирование, фокус и движение камеры. Это все вопросы эстетики, сферы, которая существует с момента рождения искусства.

Если вы можете создать мизансцену и обеспечить движение камеры так, чтобы ваша композиция заискрилась, то вы создаете нечто очень хореограф нч- ное, подобное балету, но с поправкой на то, что вы можете еще улучшить конечный результат в процессе редактирования. Если вы этого добились, вы можете использовать резкие и плавные монтажные переходы для сокрытия информации или добавки напряжения, выстроить ритм либо немного сгладить места соединения. При планировании раскад- ровочных переходов важно учитывать не только мнение зрителей, которые будут следить за действием во время сбивающих с толку переходов, но п то, что переход от одной сцены к другой, происходящий с использованием какого-либо эффекта, задействует обе сцены. Такое усложнение предъявляет дополнительные требования и к актерам-, и к инженеру-проектировщику, и к режиссеру.

Взгляните на дальний план с героями на горизонте (рис. 3.7),сопровождаемый повторяющимся звуком, Голливудский прием, применяемый на этом расстоянии, фиксировать камеру на штативе и позволить героям перемещаться в кадре. К большинству случаев применимо эстетическое правило: переходите к другому кадру до того, как герои выйдут за рамки текущего кадра, и не оставляйте аудиторию один на один с двусмысленным режущим глаз пустым кадром.

Ерунда! Вы можете быть не менее опытны, чем Лучшие из лучших. Воображение бесплатно, перемещения камеры могут быть распланированы, а переходы найдены экспериментальным путем. Поэкспериментируйте немного на стадии подготовки, и позже вы будете гораздо увереннее в себе. Так вы сможете сэкономить еще больше времени, когда дело дойдет до съемки. Также продумайте, какие формальные и неформальные композиции являются наилучшими в ваших обстоятельствах (для вашего времени, бюджета, жанра п сцепы ).

Продумайте геометрию вашей сцены и обыграйте ее таким образом, чтобы она привлекала внимание. Глаза автоматически следят за стреловидной формой, а перспектива в направлении видимой или Невидимой исчезающей точки создает естественный ориентир (рис. 3.8). Зачастую это позволяет сдвинуть ваше действие от центра кадра, что добавит динамики в сцену,

В этом примере средний план двух актеров повторяет черты дальнего плана при наложении, усиливая тем самым сцену конфликта при помощи резкого разделения, создаваемого столкновением перспектив

Перспектива и элементы композиции стреловидной формы помогают направить взгляд зрителя

Правило золотого сечения в действии

Разбиение кадра на трети является частью правила золотого сечения. Если вы хотите им руководствоваться, то вам придется либо соответствующим образом направлять актеров или действия оператора, либо попросту поставить физическую преграду в кадре, которая автоматически предотвратит вторжение вашего актера в запрещенную область (рис. 3.9).

Думайте о монтаже во время съемки. Более широкоугольная съемка дальнего плана дает больше свободы для усиления выразительности и многозначности перехода (рис. 3.10).